Основные типы самоорганизующихся систем

Социальная сеть Фейсбук — один из примеров самоорганизующейся системы взаимодействующих элементов, пользователи сами находят друг друга и организуются в группы, сообщества и т.д.

Прежде чем приступить к типизации самоорганизую­щихся систем, напомним: самоорганизующиеся системы — это от­крытые системы, они свободно обмениваются с внешней средой энергией, веществом и информацией. Одной из основных особен­ностей самоорганизующихся систем является способность противо­стоять энтропийным тенденциям, способность адаптироваться к изменяющимся условиям, преобразуя при необходимости свою структуру.
Есть два подхода к самоор­ганизации: кибернетический подход, при котором система организу­ется под действием управляющего органа; синергетический — система сама, с помощью совокупности неких управляющих параметров «за­пускает» процесс самоорганизации, система сама, без управляющего органа, выбирает путь своего развития к более высокой организации.
Социально-экономические системы — открытые, динамические, не­равновесные системы, что спонтанно обеспечивает развитие эффекта самоорганизации и самоуправления. К тому же процесс самооргани­зации приобретает значительно большие возможности благодаря по­явлению таких феноменов, как целеполагание и управление. Кибер­нетический аспект управления экономической системой предполага­ет переработку социально-экономической информации, принятие решений о воздействии на систему и реализацию этих решений. При данном подходе управление кибернетической системой включает два элемента: определение траектории состояния системы (формирова­ние цели и указание путей ее достижения) и удержание системы на этой траектории путем регулирования с помощью обратных связей. Соответственно в подсистеме управления выделяются два блока: блок определения целей и блок регулирования.
Существуют три основных вида управления:
а — жесткое приказное управление; б — регулирование с помощью обратных связей; в — саморегулирование (самоуправление);

В кибернетике понятие самоорганизующихся систем, как прави­ло, связывают со способностью систем к адаптации в условиях по­стоянно изменяющихся внешних и внутренних факторов.
Самоорганизующаяся система — это кибернетическая адаптирующаяся система, в которой накопление опыта, запоминание и структуризация информации выражается в изменении структуры системы и уровня ее организации.
Адаптация системы происходит за счет различных факторов, ко­торые могут действовать самостоятельно или сообща (кооперативно). Исходя из этого можно следующим образом классифицировать са­моорганизующиеся системы:
Самонастраивающаяся система — такая кибернетическая адап­тирующаяся система, в которой накопление опыта (запомина­ние информации) выражается в изменении тех или иных ее параметров, существенных для цели системы. Например, пред­приятие расширяет выпуск продукции вслед за увеличением спроса: в соответствии с изменениями внешней среды изменя­ется способ функционирования системы.
Саморазвивающаяся система — такая кибернетическая адаптируюшаяся система, которая самостоятельно вырабатывает цели своего развития и критерии их достижения, изменяет свои пара­метры, структуру и другие характеристики в заданном направлении.
Самообучающаяся система — такая кибернетическая адапти­рующаяся система, которая в процессе развития проходит про­цесс обучения, накапливая опыт, обладает способностью само­стоятельно искать критерии качества своего функционирования.

Как видим, одна и та же система может демонстрировать само­организацию в разных смыслах. Любой организационной системе, где элементы — люди, свойственны самоорганизация и самообучение.
Такая система сама ищет пути содружества и соорганизации. Особен­но эти эффекты заметны при гибкой системе управления.
Гибкая система управления — один из главных признаков зрелости социально-экономической системы. В такой системе каждый элемент способен самостоятельно определять свои задачи, согласуя их с целя­ми надсистемы, и самостоятельно их решать.
Даже в условиях жесткой административно-командной системы (АКС) можно было наблюдать процессы самоорганизации. Особенно активно они действовали на нижних ступенях иерархии. Примером может служить явление изобретательства и рационализации — лавина рацпредложений и изобретений по улучшению технологических и орга­низационных систем (другое дело, — как к этому относилась «надсистема» и как этот процесс «вписывался» в ее жесткую конструкцию).
Современная программа управления бизнес-системой строится так, чтобы дать управляющей подсистеме адаптироваться, приспосо­биться к реальным условиям, к случайным отклонениям от ожидаемых показателей.
Доказано, что чем меньше регламентирована программа и структу­ра управляемой подсистемы, тем выше способность приспособления управляющей подсистемы к реальным условиям.
В ряде случаев самоорганизация эффективнее, чем формальная целенаправленная организация и управление. Процесс самооргани­зации систем требует определенной свободы, определенного поля выбора, «хаоса возможностей». Вся организационно-управленческая деятельность должна быть направлена на создание управляющих систем, способных самостоятель­но, в ходе процесса управления строить собственный алгоритм в результате адаптации и обуче­ния. Такое управление, в отли­чие от управления по заранее за­данному жесткому алгоритму, на­зывают адаптивным управлением. Задача адаптивного управления состоит в поиске наилучшей стратегии по отношению к цели управления.
Кибернетическую схему адап­тивного управления поведением системы можно представить в виде замкнутого контура связи:

Процессы самоорганизации и самоуправления характерны для всех сложных систем — от общества в целом до первичных пред­принимательских организаций. Сложные организационные систе­мы, в свою очередь, обладают способностью не только к самоорга­низации и саморегулированию, но и к соответствующему воздейст­вию на внешнюю среду в целях собственного жизнеобеспечения и дальнейшего саморазвития.
В самоорганизации менеджмента можно отметить, что каждый новый этап начинают подсистемы — лидеры, которые обладают наибольшим организационным потенциалом в освоении прогрес­сивных производственных и социальных технологий. В XXI в. ин­формация и коллективные интеллекты отдельных групп людей ста­новятся факторами, определяющими развитие общества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *