Одна из теорий допускает, что существование сложноорганизованных форм, процессов и систем не следует из законов, действующих на более низких уровнях, точнее относящихся к отдельным элементам. В этом случае существование сложных систем не вытекает из простых, воспринимается априори. Эту позицию отстаивает философ Анри Бергсон. Он в частности считает что вселенная находится в непрерывном творчестве, и новые формы возникают вне какой-либо связи с тем, что происходило ранее, а также не предопределены. Творческую неограниченную способность предполагает и совремнный философ Карл Поппер : «.. как подсказывает история эволюции, вселенная никогда не теряла творческой способности или «изобретательности». А также физик Кеннет Денбай ( Kenneth Denbigh. An Inventive Universe. London, Hutchinson, 1975 p.145) « Могут ли совершенно новые вещи появляться с течением времени; вещи, которые, так сказать, не вызваны свойствами других вещей , существовавщих ранее? Он рассмотривает новые уровни, как «процесс изобретения», который создает отличное от предыдущего: «ведь суть истинной новизны в том, что так не должно было получиться». Однако есть более фундаментальный закон нежели просто спонтанное создание нового во вселенной. Вселенная прогрессирует. Создается не просто новое а более прогрессивное, сложное, не регрессирует, то есть упорядоченно создается прогрессивное, богатое разнообразие. Почему набор симметричных во времени элементов, процессов, создает совместными усилиями последовательность, ассимитричную во времени? Нельзя сказать что однонаправленное движение имеет случайный характер, это закономерность, фундаментальная закономерность.
Творческое прогрессивное ассиметричное во времени развитие является фундаментальным принципом вселенной. Этому же принципу подчиняется и человек. Человек создан благодаря этому принципу природой, его смысл существования в этом. Смысл создания человека вообще и смысл жизни каждой особи человека в этом фундаментальном принципе творчества вселенной.
Способность природы создавать новое должна описываться этими «законами самоорганизации», «законами сложных систем». Эти законы действуют или проявляются в системах, ансамблях, структурах. Не в наборах хаотичных элементов, а именно в системах, то есть там где есть связи, не важно какие связи.
Артур Пикок « Arthur Peacocke. Gos and the New Biology ) «Концепции и теории, касающиеся более высоких уровней, часто ссылаются на истинные аспекты реальности, существующие на уровне описания, и нам следует избегать предположений, согласно которым только так называемые элементарные частицы современной физики «на самом деле реальны». Согласен, что нужно отрешиться от понятий , истинно реальных низших элементарных звеньев.
Вообще понятие «закон» определяет какую либо закономерность. Закономерность общую для определенных условий. Одним из свойств физического закона является его повторяемость. При воссоздании необходимого количества обязательных условий и начальных значений, в результате процесса ( во времени) происходит определяемые законом действия. Таким образом закон необходимо применять в идентичных условиях. Это налагает огромные проблемы, для рассмотрения закономерностей больших и сложных систем так как ни одна сложная система не похожа на другую. На первый план в этом случае выходит необходимость поиска необходимого количества идентичных условий и поиска общих качеств, при неизменности которых поведение сложных систем идентично. Наверное это первый шаг в поиске закономерностей сложных систем. В противном случае мы не сможем описывать сложные системы аппаратом математики, и выражать точные значения. Возможно для сложных систем требуется и другая математика, как возможно требуется другая размерность пространства и описание времени.
Элементарная данность природы в прогрессе невозможно наверное выделить из элементарных и общих законов физики. Это стремление к эволюционному усложнению по всей видимости касается не только сложных (биологических) форм и систем но является общим фундаментальным свойством, или фундаментальным законом. Надо сказать , что отделение биологической, живой системы от небиологической трудноразрешимая задача. Ведь биология единственная наука, у которой не определен объект изучения. Существует описание свойств «живой» природы, но не понятие.