Парахонский А.П.
Одна из ключевых проблем междисциплинарных исследований — это отсутствие цельной, универсальной и формализованной методологии описания человеческих знаний, что тесно связано с проблемой формирования цельной научной картины мира — методологии, способной интегрировать различные области человеческого знания (научные дисциплины, познавательные направления, гипотезы, интуитивные предпосылки) в общую мета-модель. Теоретические исследования этой мета-модели, ее использование в качестве инструмента практического анализа, предоставило бы максимально точные ответы на междисциплинарные вопросы. Социальные аспекты междисциплинарных исследований имеют еще одну характерную особенность. Их значимость особо возрастает в кризисных условиях. Когда внешняя (социальная, экономическая, конъюнктурная, психологическая, пр.) среда стационарна, характеризуется устойчивостью и закономерностями гомеостаза, актуальными являются задачи оптимизации и параметрического прогнозирования. В этих условиях детализация и узкая специализация деятельности (в том числе, в исследованиях и моделировании) обеспечивают максимальную эффективность взаимодействия с такой внешней средой. Кризис, не зависимо от его разновидностей и характера, это всегда нарушение установившихся закономерностей в состоянии среды. В ситуациях с высокой степенью неопределенности актуальность приобретают иные подходы, иные характеристики деятельности — навыки выбора стратегических ориентиров, умение держать избранный ориентир в ситуационном хаосе, навык выявления тенденций в хаосе, полнота и приоритетность действующих факторов, их систематизация, выявление формирующихся закономерностей, высокая адаптивность, мобильность, устойчивость, наличие автономности и ресурсный запас прочности.
Для применения методологии в конкретной предметной (проблемной) области требуется начальная эпистемологичекая привязка (формализация, дескрипция в общеупотребляемые термины). Решение же практических задач требует дополнительного применения известных профессиональных приемов оперирования формализмами предметной области — т.е. совместного, параллельного, согласованного использования как междисциплинарной методологии, так и традиционных навыков применения знаний данной конкретной области. По этому зачастую, узкий специалист может посчитать нецелесообразной необходимость мета-абстрагирования — в большинстве случаев такое решение может быть правильным. Но только тогда, когда решаемая задача (проблема) находится всецело в сфере компетенции конкретной прикладной дисциплины (специалиста).
Узкая специализация деятельности, следование установленным правилам, другие ценности устойчивого мира в таких случаях приобретают деструктивный (для успешной реализации задачи выживания) характер. С системно-аналитической точки зрения, кризис требует не виртуозного владения одной моделью (что характерно для нормальных условий), а умения быстро переключаться между различными моделями, предварительно выявляя наиболее адекватную в сложившейся ситуации. Перечисленная специфика совместима с непараметрическим, аналогическим и ассоциативным характером разработок междисциплинарного анализа. Этот же характер разработок востребован и имеет высокий статус в прогнозировании долгосрочных процессов, в перспективных и стратегических исследованиях (длительная перспектива — это всегда неопределенность). С чего, в частности, можно сделать вывод о том, что в решении кризисных задач, в долгосрочном прогнозировании (стратегических разработках) междисциплинарные исследования (подходы) играют ключевую роль. Человеческая цивилизация на текущем этапе требует незамедлительного и одновременного решения множества накопившихся проблем — экологических, политических, экономических, социальных, научных, философских, этических и т.д. При этом, чем более широкая область компетенции, возможностей, ответственности и степени влияния того или иного государства (другой влиятельной социальной формации), тем более насущной есть потребность в комплексном междисциплинарном анализе перспектив, тенденций и контроля над изменениями.
Определенные надежды в решении этого кризиса возложены на развитие системологии и системного анализа — научного направления, оформившегося в первой половине XX-го века. Системологическая теория совершенствуется, разрабатываются новые инструменты формализации. Наиболее формализованные разделы общей теории систем выделились в отдельные производные и формализованные направления (кибернетика, теория управления, др.), получив широкое практическое применение. Более поздние версии системологии оперируют собственными понятиями, разработанными и ассоциированными с системологической аксиоматикой. Благодаря этому появляется возможность подвергнуть методологической систематизации и анализу сложно-формализуемые, разнокачественные объекты, в частности — широкий спектр социологических тенденций и факторов, имеющих преимущественно междисциплинарный характер.
Библиографическая ссылка
Парахонский А.П. СИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ МЕЖДИСЦИПЛИОНАРНЫХ ЗАДАЧ // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 8. – С. 79-80;