СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМОЛОГИИ

Формирование Системологии как мировоззрения происходило очень медленно в процессе развития человеческого общества. Системные идеи прошли несколько важнейших этапов.

Первый этап начался в глубокой древности и завершился к началу ХХ ст. Это этап возникновения и развития системного мировозрения, которое складывались в практической и познавательной деятельности людей. Знания и восприятия о системах носили разрозненный характер.

Возникали и оформлялись отдельные идеи и понятия. Нередко они представляли собой интуитивные открытия тех или иных выдающихся ученых, философов и мыслителей.

Второй этап развертывается с начала прошлого века до его середины, когда происходит теоретическое развитие системных идей, формирование первых системных теорий, широкое проникновение системности во все отрасли знания. Системность превращается в научное знание о системах, оформляется как инструмент познавательной деятельности.

Третий этап характеризуется тем, что происходит превращение системности в метод научных исследований, аналитической деятельности. Он развертывается со второй половины 50-х годов и совпадает с началом научно-технической революции, которая максимально использовала системный метод для научных открытий, осуществления технологических разработок. Системность к концу ХХ ст. становится всеобщим мировоззрением, которое используют специалисты всех отраслей.

Становление философских основ системного подхода представляет собой длительный процесс. Слово “система” появилось в Древней Греции 2000–2500 тыс. лет назад. Однако зачатки системных идей возникли в еще более глубокой древности. В ее первооснове лежит целостное мифологическое восприятие людьми всего сущего.

Системность как видение мира в виде целостности взаимосвязанных элементов складывалась в процессе эволюции человеческой практики и мышления. Ее становление происходило благодаря нескольким факторам:

  • во-первых, проникновению человека в ходе познания окружающего мира во внутреннее устройство вещей и явлений, где всякий раз обнаруживались многообразные взаимосвязи и иные атрибуты системности;
  • во-вторых, вследствие мыслительной деятельности, когда постоянно происходило разложение целого на части и, наоборот, соединение его составляющих;
  • в-третьих, в ходе практической деятельности по созданию целого из нескольких частей, а также делению целого на части. Разбивая, дробя, ломая, человек всякий раз улавливал потерю целого.

Отсюда следует, что в качестве источников системных идей выступали:

  • практическая деятельность людей, которая постоянно обнаруживала структуры, целостность объектов и явлений, взаимосвязи между ними. Целое и части всегда присутствовали в хозяйственной деятельности, торговле, военном деле, строительстве и т.д.;
  • философия, которая осмысливала, обтачивала основные понятия системности, отрывала от реальной действительности и поднимала в облака абстрактности;
  • естественные знания и науки, которые формировали системность видения природы;
  • социальные науки, науки о человеке, которые вырабатывали системный подход к обществу.

Человек, в процессе своей жизнедеятельности либо сталкивался с системами, либо созидал их, либо подвергал нещадным разрушениям. Знаменитые египетские пирамиды, ирригационные системы Древнего Китая, как правило, открывают огромные списки сложнейших сооружений древности. Принципы целостности и соразмерности, учета влияния на рукотворный объект многообразных факторов окружающей среды широко применялись в строительстве, торговле, военном деле и других областях. Практика постоянно требовала соблюдения этих принципов.

Важнейшие факторы практической жизни, которые влияли на формирование системного отношения к действительности:

• усложнение и нарастание многообразия человеческой деятельности и ее продуктов. Все более сложные и взаимосвязанные орудия и результаты труда, его организация заставляли задумываться о целом и частях, гармонии взаимодействий между ними. Переход от простой орудийной деятельности к машинному производству, а от него — к системно-техническому развитию наращивал практический эффект от системности;

• проникновение системных идей во все виды профессиональной деятельности. Каждая профессия начинает оперировать определенной системой знаний, умений и навыков, которые периодически обновляются в зависимости от происходящих в обществе научных, технических и производственных революций;

• нарастание системности в образовании людей. Образование в древних обществах предполагало обучение человека всему своду знаний. По мере роста и дифференциации знаний образование стало в той или иной мере разрешать противоречие между системами имеющихся профессиональных знаний. В современном образовании системность выступает не только характеристикой целостности и достаточности знаний, но и методом их получения.

В последние годы, благодаря работам нашего Института происходит формирование Системологии как науки не просто о системах, а комплексе основополагающих закономерностей реального мира пронизывающих все области знания и науки.