Виртуальные исследовательские лаборатории ( ВИЛ) Института, являются базовыми элементами исследовательской среды Института, организованной по новому прорывному методу взаимодействия научных работников.
Малые исследовательские коллективы до 7-10 человек могут использовать в работе в рамках ВИЛ знакомые технологии «комнаты прорыва», «виртуального мозгового штурма». «Комнаты прорыва» ( Breakout rooms) это виртуальные коллективы для работы в малых группах, включающие технологию «белой доски» ( whiteboard), технологию совместной работы с презентациями внутри ВИС Института.
«Виртуальный мозговой штурм» может проводится не только в рамках ВИС Института но и в формате Интернет-конференции, блога этого сайта. Метод заключается в том, что группы участников мозгового штурма развивают в рамках предложенной темы как можно больше идей. Идеи не критикуются и не регламентируются, другие участники развивают выдвинутые идеи дальше. Использование виртуальной среды позволяет вовлечь в мозговой штурм разнородных по профессиональной принадлежности специалистов не зависимо от географии их нахождения. В итоге обсуждения идеи классифицируются и развиваются.
Организационной формой малого исследовательского коллектива ученых в Институте является, виртуальная исследовательская лаборатория. ВИЛ позволяет привлекать ученых разных степеней из разных стран для проведения исследований непосредственно по теме лаборатории с последующим обменом информацией через компьютерную сеть.
Виртуальная исследовательская лаборатория это виртуальный аналог традиционного академического коллектива в общедоступном открытом Интернет-сообществе. ВИЛ Института использует сервисы ВИС : электронный архив , электронный каталог, электронную службу доставки документов, обзор ресурсов Интернета по тематике, программные средства для коллективного исследовательского процесса территориально распределенных ученых и членов лаборатории.
ВИЛ Института позволяет имитировать рабочую среду, которой присущи обычные для исследовательской лаборатории атмосфера коллективного творчества с соответствующими сетевыми техническими возможностями, включающими дистанционно управляемые средства для коллективного создания, обсуждения, опубликования научных результатов, для формирования научных групп по интересам и координации работы исследовательской лаборатории.
Одним из компонентов виртуальной лаборатории является электронная библиотека научных, учебных и методических изданий. Формы предоставления информации в библиотеке соответствует библиотечным стандартам, предусмтрены средства полнотекстового хранения, эффективного поиска и доставки публикаций.
Виртуальные лаборатории позволяют вовлечь ученых в научные сервисы и увеличить исследовательскую активность ученых, изменить роль научного познавания и научной деятельности.